Поведенческие факторы в Яндекс

В последнее время среди веб-мастеров все чаще упоминается словосочетание «поведенческие факторы». Что это за мистическое понятие? Почему оно получило такую известность?

Поведенческие факторы (ПФ) – это то, как посетители ведут себя на сайте. Поисковые системы собирают об этом информацию и используют при ранжировании. Иначе говоря,кроме своих выводов о сайте, поисковик обращает внимание на мнение людей, изучая их активность на этом ресурсе.

Сложно сказать, когда и каким поисковиком впервые были использованы поведенческие факторы при ранжировании. Однако в 2010 году уже многие знали об их влиянии на выдачу Яндекс. Итак, в 2011 году со стороны поисковика стали применяться первые санкции к тем сайтам, которые искусственно «накручивали» количество посетителей, моделируя их поведение специальными программами и сервисами.

После этого значение ПФ в Яндекс немного понизилось, так как нельзя было все сайты измерять одним аршином. Поведение людей очень разнится в зависимости от тематики сайта.

В 2014 году Яндекс официально заявляет, что перестает учитывать внешние ссылки во многих направлениях. Одновременно с этим его работники и авторитетные специалисты SEO твердят, что поведенческие факторы снова приобретают большое значение и становятся чуть ли не основным фактором ранжирования. По их словам, ранжирование по ПФ стало возможным благодаря системе машинного обучения Матрикснет.

При оценке ПФ с наибольшей вероятностью учитывается:

  • показатель отказов (посетитель ушел с сайта, просмотрев только одну страницу);
  • время, проведенное на сайте;
  • возвращение на страницу Яндекс (если человек вернулся к поиску, значит, не увидел на сайте то, что искал и ищет дальше);
  • количество просмотренных страниц;
  • кликабельность кнопок социальных сетей (если посетитель нашел что-то действительно интересное, скорее всего, он поделится этим с друзьями в Facebook, ВКонтакте и т. д.).

Нельзя точно сказать, на какие поведенческие факторы Яндекс обращает внимание при ранжировании. Некоторые веб-мастера твердят, что учитывается все, вплоть до движения курсора посетителя. И это может быть правдой, поэтому не стоит пытаться получить ПФ неестественным путем. Как бы красиво сервисы накрутки ни описывали свои возможности, обмануть поисковые системы очень сложно, а если и удастся, то в перспективе все равно нарушителя ждет наказание.

Отдельное внимание рекомендуется уделить кликабельности сниппета. Сниппет – это та часть сайта, которую люди видят в поисковой выдаче, небольшой анонс, представление интернет-ресурса. И очень важно, чтобы это представление было «ярким» и притягивало внимание.

Дело даже не в переходах на сайт. Поисковик выбросит нерелевантный, как ему покажется, сайт из выдачи, если по нему не будут кликать люди. Поэтому сниппет должен быть коротким пересказом содержимого и броской рекламой одновременно.

Влиять на поведенческие факторы рекомендуется проработкой сайта, улучшением контента и юзабилити. Яндекс и сам рекомендует не стараться понимать алгоритмы ранжирования, а просто адаптировать веб-ресурс под нужды людей.


©